Забронировать Версия для печати
Чувашия - Марий Эл Шупашкар – «ограждённый водой»
Даты тура и число свободных мест онлайн:
Проверяем даты и наличие мест...
1 день
- Самостоятельное прибытие на станцию Шумерля по жд. Рекомендуемый проезд из Москвы: поезд 024М Москва – Казань до станции Шyмерля. Отправление из Москвы в 23:08. Прибытие в Шумерлю 07:09. Билеты на поезд туристы покупают самостоятельно.
- 07:15 – Сбор группы и встреча с гидами на станции Шумерля у входа в здание вокзала (со стороны путей).
- Посадка в автобус.
- Завтрак (накрытие) в кафе на маршруте.
- 09.00-10.00 – ПОРЕЦКОЕ. 42 км. Село на берегу р. Суры основано в 1591 как место проживания сосланных по делу об убийстве царевича Димитрия стрельцов и служилых людей (Лобачёвка в южной части села), с 1616 принадлежало князьям Сицким, с 1645 – боярам Морозовым, с 1684 – Нарышкиным, в 1714 отдано Петром I царевичу Алексею. В 1731 было пожаловано графу С.А. Салтыкову, переходило по наследству его потомкам, а в нач. XIX в. по родственной линии перешло к Мятлевым. В 1774 село было разграблено войском Пугачева, убиты приказчик и дворовые люди, в окрестностях действовал отряд повстанцев под предводительством Настасьи Хлоповой, ставшей вскоре женой Пугачева. Крупное торгово-ремесленное село с пристанью на р. Суре, через которую торговали корабельным лесом, поташом, хлебом, медом и стерлядью. Было развито также разведение гусей. Салтыковы основали в имении винокуренный завод, писчебумажную, кожевенную и стекольную фабрику, производившую оконные стекла. В 1830 часть села была уничтожена гигантским оползнем. В центре сохранились каменные купеческие и крестьянские дома XIX – нач. ХХ в. С 1780 по 1922 село входило в Алатырский уезд Симбирской губернии, затем было приписано к Нижегородской, теряло статус райцентра, окончательно вместе с районом вошло в состав Чувашии в 1962.
- Усадьба Салтыковых – Мятлевых. Сохранился главный дом (1780) в стиле классицизма, построенный на средства фельдмаршала графа И.П. Салтыкова, подрядчиком был крестьянин М. Лактионов. По одной из версий пушкинистов, в 1833 в доме у И.П. Мятлева проездом останавливался А.С. Пушкин. В 1872 инспектором училищ И.Н. Ульяновым в бывшем барском доме была открыта учительская семинария. В советское время здание занимал интернат, с 2009 – администрация. К дому примыкал большой регулярный парк, тянувшийся до берега Суры, сохранилась часть аллей.
- Троицкий собор (1723-1730), был построен на средства крестьянина Артемия Кожина по образцу московской церкви Иоанна Воина на Якиманке. В 1852 на средства Мятлевых построена новая трапезная и в 1856 – колокольня (арх. Егоров) в русско-византийском стиле, выс. 57 м. В 1933 храм закрыт, вся верхняя часть основного объема и часть нижнего объема колокольни сломаны. Сейчас вновь действует, но реставрация пока не начата.
- Церковь Петра и Павла (1816) в стиле классицизма, заложена по приказу графа П.И. Салтыкова, освящена уже после его смерти. Закрывалась в 1942-1945, сохранился иконостас кон. XIX в.
- 10:15-10:40 – АНАСТАСОВО. 10 км Усадьба Пановых. В 1619 и 1684 служилые люди Фадей и его сын Михаил Пановы были пожалованы землями по р. Суре за военные кампании против поляков и крымских татар. В кон. XVIII в. имение принадлежало гвардии штабс-капитану Алексею Ниловичу Панову. В 1840 было разделено между его сыновьями, переводчиком архива МИДа Василием Пановым (литератором-славянофилом, другом Н.В. Гоголя) и поручиком Николаем Пановым, к тому моменту существовали два барских дома. В нач. ХХ в. обеими усадьбами владела внучка Н.А. Панова Ольга Брандт, затем ее дочь Елизавета, в советское время работавшая в местном колхозе ветеринаром. В перестроенном виде оба дома сохранились (нынешние спортзал школы и детский сад), остались также фрагменты парковых насаждений. Сохранился церковный комплекс: зимняя церковь Казанской Богоматери (1760, перестраивалась в XIX в.) и летняя Никольская церковь (1815) в стиле классицизма. Закрыты в 1940, вновь переданы приходу в 1993
- 10:50-11:15 – АНТИПИНКА (ВЫПОЛЗОВО). 5 км
Деревянная церковь Иоанна Богослова (1864) в русско-византийском стиле, построена прихожанами на земле, выделенной помещицами сестрами Кунордиными. В 1905 была увеличена трапезная и построена колокольня. Храм был закрыт в 1940, вновь действует в 1990, сохранилось убранство интерьера с подлинным иконостасом. На территории старые надгробия, в т.м. дворян Кунординых.
- 11:20-11:45 – СЕМЁНОВСКОЕ. 4 км
Село возникло в XV в., по преданию, здесь было одно из столкновений московских войск с монголами, якобы сохранились массовые захоронения погибших воинов. С 1730-х входило в Порецкое имение графов Салтыковых – Мятлевых, находилось на почтовой дороге из Симбирска в Курмыш. Известно своим торгом и умельцами изготавливать колеса, обода, сани. Вознесенская церковь (1813) в стиле классицизма, построена на средства графа П.И. Салтыкова. Первоначально колокольня стояла отдельно, и в 1909 была соединена с храмом обширной двусветной трапезной. Храм закрывался с 1942 по 1944, сохранился иконостас кон. XIX в.
- 12:00-12:30 – МИШУКОВО. 10 км
Экономическое село. Сохранилась деревянная Никольская церковь (1894) в русско-византийском стиле, построена прихожанами на месте сгоревшей церкви 1789 (из нее уцелела почитаемая икона Богоматери Троеручицы). Храм закрывался в 1930-1932 и 1940-1947. Сохранился роскошный иконостас кон. XIX в.
- 13:00-13:40 – КОЗЛОВКА. 25 км
Богоявленская церковь (1829) в стиле классицизма, построена по заказу помещицы Пелагеи Агафонниковой якобы на месте, где в 1774 пугачевцы жестоко казнили пленных дворян. Закрывалась в 1941-1946 и в 1962-1978, в интерьере сохранился подлинный иконостас в стиле классицизма, в виде триумфальной арки.
- 14:30 – Обед в кафе г. Шумерля.
- 16:15-16:45 – ИЛЬИНА ГОРА. 47 км
Село на Большом Курмышском тракте. По преданию, в 1774 здесь торжественно встречали Е. Пугачёва перед его вступлением в Курмыш. В XIX в. во владении помещиков Ермолаевых. Сохранилась Ильинская церковь (1900-1914) – единственный в Чувашии памятник византийского стиля. Колокольня не была построена, в советское время храм не действовал. Сохранилась колоритная застройка с кирпичными домами.
- 17:00-18:00 – ЯДРИН. 21 км
Основан в 1590 по царскому указу отрядом стрельцов свияжского воеводы князя А.Б. Куракина как русская сторожевая крепость в низовьях Суры, срублен на месте чувашского поселения. По легенде, на этом месте для войска Ивана Грозного в Казанском походе 1552 отливались пушечные ядра, они изображены на екатерининском гербе города. В XVII в. город окружала деревянная крепость с 14 башнями, имелись посад и слободы, было основаны казенное винокурение и казенная мукомольня. В 1670 город был захвачен и 2 месяца удерживался повстанцами С. Разина во главе с М. Осиповым. В 1774 гарнизон крепости выдержал осаду войска Е. Пугачева, за что многие жители были награждены Екатериной II. С 1708 Ядрин был приписан к Казанской губернии, в 1714-1781 – к Нижегородской, затем снова к Казанской, в качестве центра уезда. Город был преимущественно деревянным, часто страдал от пожаров. Регулярный план был составлен В.И. Гесте и утвержден в 1829, в 1843 насчитывалось всего 3 каменных дома. Город развивался как незначительный торгово-ремесленный центр, в XIX в. стал приходить в упадок в связи со смещением торговли на Волгу. Горожане в основном занимались земледелием, действовали красильная изба, гончарный завод. Наиболее влиятельными были купеческие династии Бурашниковых, Мордвиновых и Таланцевых, последние основали Янибяковский винно-водочный завод, винные склады и питейные дома. В 1890 был создан Торговый дом «Братья Таланцевы», владевший также маслобойным и олифоваренным заводами, конезаводом. После введения в 1900 казенной винной монополии Таланцевы переориентировались на бондарное производство, стали владельцами пристаней, пароходов, один из братьев стал депутатом Государственной Думы. С их благотворительностью связано строительство в Ядрине учебных и лечебных заведений. В 1901 в Ядрине родился известный советский актёр Н.Д. Мордвинов. В советское время были закрыты все церкви, две старейших и самых ценных перестроены под хозяйственные нужды.
- Переезд в г. Чебоксары (83 км).
- Размещение в гостиница «Чувашия».
2 день
- 07:30 – Завтрак.
- 08:30 – Отправление на экскурсионную программу.
- 09:15-09:45 – КУЗНЕЦОВО. 50 км
Марийское село, известно с 1717 под марийским названием Апшат Пеляк. В 1748 монахами Спасо-Юнгинского монастыря была построена первая деревянная церковь, но село оставалось преимущественно языческим. В 1774 жители примкнули к повстанцам Е. Пугачёва и разорили храм, едва не убив священника. С 1869 действовала церковно-приходская школа, в которой преподавал известный просветитель и краевед Иван Моляров. Сохранилась церковь Петра и Павла (1864-1880, инж. Плен) в тоновском русско-византийском стиле, построена на средства прихожан. Была закрыта после ареста настоятеля в 1937, но вновь открыта в 1944, сохранилось убранство интерьера с иконостасом 1879.
- 10:15-10:45 – ВЛАДИМИРСКОЕ. 26 км
Известно с 1594 как Басурманово, т.к. было заселено крещеными марийцами, затем здесь поселились стрельцы и московские служилые люди, они же принесли с собой список Владимирской иконы Богоматери, для которого был построен первый деревянный храм. Сохранилась церковь Владимирской иконы Богоматери (1713) в формах московского узорочья, построенная на средства чебоксарского купца Михаила Игумнова. Трапезная сер. XVIII в., колокольня в стиле классицизма - 1835, каменная ограда с часовней - 1868. Реликвиями храма являются 2 почитаемые иконы Владимирской Богоматери (обе со старинными ризами), храмовая и запрестольная, которые были спасены из прежней церкви при пожаре в 1705. С иконами с 1719 дважды в год совершались крестные ходы в Козьмодемьянск. Церковь была закрыта в 1941, вновь открыта в 1945. В интерьере сохранился иконостас 1860-х. До затопления Чебоксарского водохранилища в 1980 село находилось от Волги в 7 км, сейчас оказалось на крутом берегу.
- 11:00-11:30 – ТРОИЦКИЙ ПОСАД. 13 км Основан в 1585 на берегу Волги как городовая стража Козьмодемьянска, был срублен деревянный острог, первое население составляли стрельцы и служилые люди. В 1830 преобразован в посад, сейчас село. Сохранилась Троицкая церковь (1883) в русском стиле, построена прихожанами в честь коронации Александра III. Храм был закрыт в 1940, вновь передан приходу в 1990, внутреннее убранство не сохранилось.
- 12:15-13:00 – ВАСИЛЬСУРСК. 46 км
Расположен при впадении Суры в Волгу. Основан в 1523 в один из казанских походов под горой, на которой до этого находился марийский городок Цепель. Назван в честь Василия III, первоначально – Васильев Новгород, Васильгород. Первое место ярмарки, в 1624 переведенной в Макарьев. В 1556 каменная крепость уничтожена оползнем из-за изменения русла Волги, подошедшей вплотную к городу, новая крепость была построена в 1556 на горе. С 1781 уездный город Василь. Проездом в Васильсурске бывали А.Н.Радищев, А.С.Пушкин, И.И.Шишкин. В кон. XIX – сер. ХХ в. популярное место летнего отдыха у творческой интеллигенции (И.Левитан, М.Аладжалов, М.Горький, М.Кузмин, В.Бакшеев, Н.Ромадин и др.). В 1927 лишен городского статуса, в 1939 снесен Покровский собор (1813-1828), в 1975 снесена кладбищенская Смоленская церковь, в 1980-1981 нижняя часть подтоплена водами Чебоксарского водохранилища, застройка уничтожена оползнем в 1979 и сносами. Территория второй крепости застроена переселенцами с подтопленных территорий. На южной окраине находится «Шишкин мыс». К востоку от собственно Васильсурска расположена слобода Хмелёвка, на их стыке находится Казанская церковь (1708-1709, колокольня 1872) в допетровской традиции, до 1764 принадлежала Троицкому монастырю; в советское время не действовала, но сохранила иконостас и росписи XIX в., реставрировалась в 1996-2013.
- КОЗЬМОДЕМЬЯНСК. (переезд 53 км).
- 13:45 – Обед в кафе г. Козьмодемьянск.
- Город основан в 1583 году как Козьмодемьянский острог. С 1781 уездный город. Со 2-й пол. XIX в. центр продажи леса, застраивается деревянными с ажурной резьбой домами купцов-лесопромышленников. Считается, что Козьмодемьянск стал главным прототипом города Васюки в романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». После устройства Чебоксарского водохранилища постоянно страдает от поднявшегося уровня воды. С 1995 проводится юмористический фестиваль «Бендериада». В советское время утрачены два наиболее интересных храма, однако сохранилось немало деревянных и каменных домов.
- 14:45 – Автобусно-пешеходная экскурсия по городу.
- 15:30 – Экскурсия в художественно-исторический музей имени А. В. Григорьева.
- Возвращение в Чебоксары (переезд 71 км).
3 день
- 07:30 – Завтрак.
- 08:30 – Отправление на экскурсионную программу.
- 09:15-10:00 – МАРИИНСКИЙ ПОСАД. 48 км
Основан на берегу Волги как русское село Сундырь в самом конце XVI в., названо по речке Сундырке. С 1624 до 1764 принадлежало крутицким митрополитам, затем Коллегии экономии. В 1763 село в ходе своего волжского путешествия посетила Екатерина II, торжественный прием с обедом был устроен на горе, названной Государевой, в память об этом событии была посажена Екатерининская дубовая роща. В 1774 село было разграблено войском Е. Пугачева, была сожжена церковь, казнены священник и несколько жителей. К XIX в. село стало крупным торгово-ремесленным центром, в 1844 местное купечество обратилось к императору с прошением о преобразовании села в город, тогда же было предложено назвать его в честь вел. кн. Марии Александровны. Указ последовал только в 1856, новый город был назван в честь императрицы Мариинским Посадом. В 1864 здесь проживало 3 тыс. чел., из них 89 купцов. Население быстро увеличивалось, а в 1910 превысило население соседних Чебоксар, город стремительно застраивался добротными купеческими домами с лавками, была укреплена набережная. Торговля шла преимущественно продукцией народных промыслов, были развиты кузнечное, бондарное, обозное дело, работала судоверфь. В 1921-1927 город был центром Чебоксарского уезда. Сохранилась колоритная застройка 2-й пол. XIX – нач. ХХ в.
- 10:30-11:00 – ТОГАЕВО. 22 км
Село известно с 1546 как татарское (ныне 96% населения чуваши), с 1748 имелась деревянная церковь. Существующая каменная церковь Михаила Архангела построена в 1910-1915 по проекту арх. Ф.Н. Малиновского для Казанской церкви с. Смолдеярово в Татарстане (1903-1907). Крупный храм в русском стиле, в духе проектов В.А. Косякова. Инициатива строительства принадлежала настоятелю о. Александру Богатыреву. Прихожане отстояли храм в 1937, когда его пытались закрыть. В итоге церковь не действовала лишь в 1941-1946, сохранилось убранство интерьера
- 12:00 – ЧЕБОКСАРЫ. 55 км
Столица Республики Чувашия. Название известно с 1469 (чуваш. – «Шупашкар»), по реке Чебоксарке, у впадения которой в Волгу город и был основан. Считается, что поселение основано племенем чувашей (сувар) в VIII в., в 13-15 вв. город на этом месте упоминается в иностранных источниках, на португальской карте 1459 как Средний Сувар. В русских летописях впервые упоминается как булгаро-чувашский город в 1469. В 1555 казанский архиепископ Гурий по повелению Ивана Грозного заложил русскую деревянную крепость с 5 башнями и Введенский собор, вскоре были основаны Троицкий, Преображенский, Никольский и Благовещенский монастыри. В XVI-XVII вв. город развивался как опорный пункт для контроля над этнически чужеродными территориями, при крепости (кремле) возникли острог с 4 башнями и торгово-ремесленный посад. В 1601 в местный Никольский монастырь была заточена Мария Шестова – бабушка будущего царя Михаила Романова. В 1609 крепость захватили повстанцы И. Болотникова, разграбили казну и монастыри. Город не раз восстанавливался после опустошительных пожаров, во вт. пол. XVII в. начинается каменное церковное строительство, к 1774 было построено 13 каменных храмов. После опустошительного пожара 1773 был составлен первый регулярный план, слабо реализованный на местности. Окончательно план был утвержден только в 1829. В XVIII – XIX вв. город развивался как крупный купеческий центр волжской торговли, был известен как место производства колоколов, изготовления солода и вина. Крупная промышленность отсутствовала, город сохранял патриархальный облик до самого начала ХХ в., население составляло 5 тыс. чел., более 90% домов были деревянными С 1920 – центр Чувашской автономной области, с 1925 – столица Чувашской АССР. В 1930-е было начато создание нового советского центра к югу от старого. В годы войны, благодаря эвакуированным крупным предприятиям, начался бурный промышленный рост, население в 1958 превысило 100 тыс. чел. К 1980 была пущена в эксплуатацию Чебоксарская ГЭС, что привело к затоплению значительной территории исторического центра и созданию искусственного водохранилища внутри города. Часть церковных памятников была утрачена еще в ходе сносов 1930-х, многое было снесено перед затоплением водохранилища, поэтому наследие города сохранилось фрагментарно.
- 14:00 – Обед в кафе города.
- Трансфер на ж/д вокзал г. Чебоксары. Отправление в Москву. Рекомендуемый проезд: поезд 053Ж Чебоксары – Москва, отправление в 18:05, прибытие на Казанский вокзал в 06:53. Билеты на поезд туристы покупают самостоятельно.
Уточняйте стоимость этого тура у наших менеджеров!
Стоимость включает: транспортное обслуживание по программе: автобус туристического класса; проживание: 2 ночи в гостинице «Чувашия» г. Чебоксары, питание: 3 завтрака, 3 обеда; экскурсионная программа (включая билеты в музеи); работа гидов.
Дополнительно оплачивается: Проезд по железной дороге Москва – Шумерля, Чебоксары – Москва. Билеты туристы покупают самостоятельно или заказывают покупку в ТФ «Домашний отдых». Услуга платная.
Чебоксары — город на правом берегу Волги, столица Чувашской республики. Город на этом месте, вероятно, существовал уже в XIV в., но официальной датой основания считается 1469 г. Гости города могут полюбоваться красивой волжской набережной, храмами XVII-XVIII вв. и купеческими особняками в стиле модерн, современными скульптурными композициями. Заслуживает внимания чебоксарский музей пива, не зря в Чувашии выращивается большая часть российского хмеля, а пиво считается национальным чувашским напитком. Обратите, пожалуйста, внимание, что содержание экскурсионной программы может отличаться от представленного выше справочного описания достопримечательностей!
Бронирование тура "Шупашкар – «ограждённый водой»"
Примечание:
- при количестве туристов в группе менее 15 человек для транспортного обслуживания может предоставляться микроавтобус класса DeLUX;
- время отправления из/прибытия в Москву является ориентировочным и не может считаться обязательным пунктом программы;
- время и порядок предоставления туристских услуг заявленных в программе могут меняться при сохранении их объема и качества.
|